среда, 23 января 2013 г.

Ключ 1. Избавляемся от стереотипов

           Так уж в нашей жизни заведено, что мы волей неволей в различных жизненных ситуациях подчиняемся общественному мнению. В нас как будто с детства закладывают определенную программу, которая будет полезна не нам, а окружающим. Если так подумать, то мы вообще живем с оглядкой на близких и знакомых. Особенно это хорошо прослеживается в районах, подальше от центра. Мы боимся совершить какой-то поступок и постоянно думаем – «А что подумают соседи», «А что скажут родители, ведь я боюсь их огорчить» и т.д. Конечно же, мы в этом не виноваты, это общество нам норовит привить стандартное мышление.


            Когда ты живешь более-менее стандартной жизнью «как у всех», то не выделяешься из массы. Но как только ты заявил  о себе, все, держись – не будет тебе людского прощения. И это в нас закладывается с детства. Такими людьми удобней управлять.

             Если посидеть и хорошенько подумать, то на ум можно сразу вспомнить пару-тройку стереотипов, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. И что самое обидное, мы не думаем о том, что это навязанный нам стереотип. Мы считаем, что это наше восприятие мира, что так оно и должно быть.
             Многим из нас родители с детства утверждали «Ты должна хорошо учиться, чтобы потом поступить в престижный ВУЗ и получить диплом!». Да, не спорю! Образованному человеку проще выжить и найти себя в жизни, чем неучу. Но почему мы должны учиться, чтобы поступить в ВУЗ, а в ВУЗе учиться, чтобы получить престижную работу? Почему нам не говорили «Ты должна хорошо учиться, потому что так ты сможешь отделять плохое от хорошего, красивое от некрасивого, оригинал от копии. Эти знания тебе пригодятся в жизни, и ты сможешь найти себе занятие по душе». Не говорили, потому что сами этого не знали. Но у нас-то сейчас есть шанс все изменить.
              Когда ищешь занятие по душе или начинаешь свое дело, то тоже сталкиваешься со стереотипами, только уже другого характера. Я попыталась собрать наиболее яркие из тех, которые мешают нам жить и ставят палки в колеса нашей жизни.

5 стереотипов, которые мешают начать свое дело:
     1.       Работа обязательно должна быть «настоящей»*.
* - здесь и далее я буду использовать этот термин для определения работы. Т.е. под настоящей работой понимается та работа, которую мы все ищем после окончания института. Это офисное здание, работа с 8 до 17 или с 9 до 18, с часовым перерывом на обед, с ежегодным отпуском и оплатой минимум 2 раза в месяц (меньше запрещено законодательством РФ).
              Кто такое придумал, что работа может и должна быть только такой и никакой иначе? А если я по натуре сова и просто физически не могу утром встать рано, потому что вдохновение на меня приходит только после 18 часов, когда по идее надо уже сворачивать удочки и ехать домой заниматься домашними делами. Я что уже не могу в таком случае найти себе работу и обеспечить себе безбедное существование. Мои профессиональные качества уже в расчет не берутся?
 
                
       2.       Фриланс – это не работа, а подработка и нормально заработать на нем нельзя

Вообще-то фрилансер – это вольнонаемный рабочий, т.е. специалист, который привлекается к работам без постоянного трудового договора. Работа разовая и не обеспечивает стабильного заработка.
Это как вы сами относитесь к такой работе. Если вы достаточно самоорганизованный человек и вам офисные стены для работы не так уж и важны, то работать можно и фрилансером. 

              Когда я жила с родителями, я работала удаленно, фрилансером. Такая работа была для меня самым удачным решением. Ребенка в сад я не хотела отдавать, т.к. ему не было еще и 2-х лет. На постоянную работу в офис на полный день я выходить не хотела, потому что поняла уже тогда что с офисной жизнью покончено. У меня были Заказчики, которым важно было получить результат, а не условия моей работы. Я выполняла работу качественно и в срок, иногда даже быстрее, если бы я работала в офисе. Это всех устраивало.
И вот как-то гуляя по городу, я встретила своего знакомого, который был в курсе, что я вернулась в родной город. Разговорились про детей, работу. И тут он мне задает вопрос: «Ну ты как-то собираешься устраиваться в жизни?». Я честно сказать не поняла вопроса. «Ну на работу выходить на «нормальную»? Тебе надо уже что-то решать, определяться! Если здесь решила остаться, тогда надо работу искать». Мои ответы о том, что в офисе я не смогу себя обеспечить занятием по душе и такой зарплатой, какую я получаю, работая удаленно дома, при этом имея возможность распоряжаться своим временем и быть с ребенком почти весь день, не убедили его.
                Надо заметить, что этот парень работает в семейном бизнесе, построенном отцом его супруги. Но даже он подвержен влиянию данного стереотипа.
 
                Девочки, если перед вами стоит вопрос «Начинать или нет фрилансером», смело начинайте и никого не слушайте. Если такой вид работы для вас на данный момент предпочтительней остальных, пробуйте. Главное в этом деле, сразу определить какой вид и режим работы больше подходит для вас. Не забывайте, что вы не всегда сможете уделять работе столько времени, сколько нужно, потому что будут отвлекать домашние дела и ребенок.
              Фриланс – это переходный этап к своему делу. Если рассматривать этот способ заработка именно с этой точки зрения, то можно легко выработать такие условия работы, которые будут удобны в первую очередь вам. Вы сами выбираете место и время работы. Есть один минус фриланса, но он же и плюс. Это поиск клиентов. Вам придется самим нарабатывать клиентскую базу, пока клиенты сами не начнут вас искать. В моем случае было именно так. Сначала я искала сама проекты, писала письма с предложением о сотрудничестве. После нескольких успешно выполненных проектов срабатывал принцип «сарафанного радио» и клиенты стали сами на меня выходить, по рекомендациям других компаний.

3.       Хобби не может стать бизнесом.

Вот ерунда! Я знаю многих женщин, чье хобби переросло в бизнес. Другое дело, что не все хобби и увлечения можно раскрутить до уровня бизнеса, но это уже отдельный вопрос, который будет рассмотрен в главе 4. Если вы творческая личность и любите делать что-то своими руками, то очень рекомендую прочесть книгу Светланы Воинской «Сотвори и продай». В ней она показывает на собственном опыте как можно увлечение превратить в бизнес. Приводит примеры других молодых мам, которые занимаются хендмейдом и продают свои творения, чем обеспечивают себе комфортное жалование J
 
              Почему-то так считалось раньше, что если начинаешь любимое дело превращать в бизнес, то от творчества не останется и следа. Я с этим согласна лишь на половину. От творчества не останется следа там, где начнется чисто денежный интерес. Но это применимо не только к творческим профессиям. В любом деле, если деньги ставить во главу, в итоге ничего хорошего не получится. Когда вы свободны мысленно от получения наживы, ваш ум работает исключительно на выработку идей, и в нестандартных ситуациях может выдать нестандартное решение, которое выведет на новый уровень в ваших творениях. А когда вы зациклены только на деньгах, ваш мозг не способен думать нестандартно, вы постоянно думаете только о получении выгоды, и вполне хорошие стоящие идеи проходят мимо вас.

4.       Только «нормальная» работа может обеспечить нам стабильность и безбедную старость. Есть доля правды, но только доля. Нормальная работа может обеспечить стабильность только в условиях экономической стабильности страны.

               Я очень хорошо помню кризис 2008 года. Руководство компании, в которой я работала, заранее самостоятельно побеспокоилось о финансовой стабильности. Была заложена «финансовая подушка», которая позволила не исчезнуть нашей компании. Но, тем не менее, почти целый отдел сотрудников уволили. Не потому, что они были плохими специалистами, а потому, что не было проектов. Все заказчики резко стали считать каждый рубль и планировать бюджет. Всем необходимо было хоть как-то просуществовать, о выделении средств на внедрение систем речи вообще не шло. Большинство специалистов моего профиля остались просто без работы. Вот вам и стабильность «нормальной» работы.
                Про безбедную старость и обеспеченную пенсию вообще отдельный разговор. Но моя книга посвящена не проблемам государственного строя и обсуждению плохих реформ. Поэтому я не буду отбирать хлеб у историков, политологов и критиков. 

5.       Финансовое благополучие семьи, пока жена в декрете, должен обеспечивать муж
Да, это даже не стереотип, а правило жизни. Но ситуации в жизни всегда разные и нужно индивидуально рассматривать эти правила. 

              Предположим до декрета вы занимали вполне хорошую должность с приличным окладом. Да и супруг ваш не был обделен. Вы ушли в декрет, а на работе мужа пошли сокращения. Опять не могу не вспомнить пресловутый 2008. Через полгода вы поняли, что устали от повторяющегося «дня сурка» и с радостью бы вышли на работу. Во-первых, вам бы это позволило отвлечься от домашних дел и хлопот и заняться любимой работой (при условии, что до декрета вы действительно занимались любимой работой). Во-вторых, позволило бы восстановить финансовую стабильность в семье. Роль няни в таком случае должен взять на себя папа. Но сразу же в голове начинают возникать мысли «ведь это неправильно! Почему я должна работать?». А почему нет? Если такой вариант устраивает обоих, это замечательно! И неважно, что вы поменялись местами.
             Я не зря привела именно этот стереотип, т.к. с ним сталкиваются многие семьи. Так было и в моей семье. Но на тот момент я не понимала, что это мой бзик, я твердо верила, что финансовое благополучие исключительно должно лежать на плечах мужчины. Хотя я легко могла выйти на работу, а муж сидел бы с ребенком с пребольшим удовольствием.
             Поэтому хотела бы предупредить мамочек, которые столкнулись с подобной ситуацией. Не верьте тому, что говорят окружающие, не обращайте внимание на мнение родных и близких. Поступайте так, как вам подсказывает сердце, а не разум.  

             Я привела только общеизвестные стереотипы, которые часто встречаются в нашей жизни. Возможно, вы замечали за собой, что следуете машинально какому-то другому принципу, объяснения которому не можете дать.
             Предлагаю проделать следующее задание, чтобы выявить скрытые угрозы и навсегда от них избавиться.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТЕРЕОТИПОВ? Подумайте и ответьте на вопросы:
1.       Какие стереотипы по отношению к работе и к своему любимому делу есть у меня?
2.       Так ли важно для меня при выборе любимого дела мнение окружающих?
3.       Готова ли я отказаться от стереотипов в пользу новой жизни?
ВАЖНО:  выполняя данное задание нужно быть честной самой с собой.
Помните: главное - быть собой и жить своей жизнью для себя любимой и тогда никакие стереотипы не смогут нам в этом помешать! Любите себя и верьте в себя!
 
А какие стереотипы есть у вас? Мне очень важно ваше мнение!

Комментариев нет:

Отправить комментарий